Люди

Фил Найт

Филип Хэммонд Найт был рожден 24 февраля 1938 года на территории Портленда, штат Орегон. Во время студенчества он увлекался бегом и был участником одной из лучших команд по атлетическому бегу. По мнению Билла Боуэрамана, который уже воспитал 19 чемпионов, Найт был успешен скорее по причине упорства, на нем тренер проверял усовершенствованные модели обуви. К 1959 году Орегонский университет был окончен, и Филип стал обладателем специальности журналиста. Один год он провел в армии, а далее пошел в аспирантуру Стэнфорда, где его жизнь заметно изменилась.

История гениальной идеи

В период обучения Найт посещал лекции Фрэнка Шелленбергера, в ходе одного занятия необходимо было придумать стратегию небольшой фирмы, продумать последовательность работы. Легенда гласит, что Найт придумал концепцию ныне великой компании именно тогда. В работе он описал продажу обуви в США после производства в Японии. Во время выполнения задания он понял, что именно это и хочет сделать.

«Кто-то сможет победить меня — но для этого им придется кровью изойти»

Уже после первой поездки в Японию Найт соврал про свою должность в дистрибьюторской фирме и смог получить бумаги о продаже обуви Tigers. Эта обувь имела низкую себестоимость и отличалась отменным качеством. Найт скинулся с тренером и Б. Боуэрманом на первую партию и стал предлагать обувь из грузовичка поблизости от мест проведения соревнований по легкой атлетике в 1964 году. Именно так возникла несуществующая Ribbon Sports — прародительница Nike.

Появление NIKE

С самого начала Найт верил в свою идею, но первое время работал бухгалтером, преподавал и только в 1971-м посвятил себя мечте. Свое название компания получила в честь богини Ники, их логотипом стала завитушка, символизирующая крыло богини и рассекание воздуха. Уже через год вышла пара кроссовок с логотипом, созданным Каролиной Дэвидсон.

Рифленая подошва

Огромным вкладом является создание рифленой подошвы, которая была придумана во время осмотра вафельницы. Продукт необходимо было улучшить, и идея пришла на кухне.

Нововведение позволяло:

  • снизить массу обуви;
  • обеспечить улучшение толчка во время бега.

Также именно в этот период начался бум на фитнес, и спортивная обувь «улетала». Многие идеи воплотились в жизнь, но самой яркой стала Waffle outsole. Со временем для жителей США туфли Waffle Trainer стали самыми востребованными. Даже попытка выкупить долю Nike компанией Onitsuka Tiger и поднятие цен не смогли сильно навредить. Бауэрман, Найт и Джонсов уже знали технологии и имели капитал. Все нужные сотрудники и менеджеры были направлены в Азию для контроля производства.

Феноменальный успех

Поначалу Adidas не видела в Nike конкурентов, но невероятное случилось, и в 1979-м Nike смогла обогнать Adidas заняв ½ рынка, но основатель хотел еще большего…

Одним из первых Найт стал звать для рекламных роликов звезд, он хотел завоевать не только атлетов, но и всех американцев. Его яркой рекламой стали: теннисист Джон Макинрой, бейсболист Бо Джексон и другие известные личности. Вскоре в кроссовках марки стали побеждать: в 1974-м Джимми Коннерс стал победителем в турнире Open, Генри Роно побил 4 рекорда мирового уровня, уже в 1978-м бренд вышел на мировой уровень.

Мудрость кажется неосязаемым активом, но всё же активом, который оправдывает риск.

Контракт 1984 года с новичком удивил многих, но это был Майкл Джордан, который со временем вывел Nike в лидеры. Джордан специально выходил в запрещенных кроссовках Air Jordan, снижающих нагрузку во время приземления, в итоге все парни мечтали «парить», как он, и прибыль выросла до 4 миллиардов годовых.

Новая реклама

К 1987 году Reebok удалось обогнать Nike, поскольку они совершенно забыли про женщин, им пришлось ответить агрессивной рекламной кампанией. Слоган Just Do It известен практически каждому, хотя он был сделан из повседневной фразы. И реклама сработала: американцы убедились, что носить комфортную и модную обувь лучше. В ролики вложили толику юмора, идею соперничества, философию побед, чаще показывали не обувь, а известных личностей, которые ее носят.

Спрос и предложение – всегда главная проблема для бизнеса.

Развитие бренда позволили Найту снова нарастить долю — от 18 до 43 процентов, а продажи в мире принесли 9.2 миллиарда. Символ бренда стал узнаваемым, а компания присоединилась к другим гигантам рынка.

Обновление ассортимента

Проблемы начались в 1998 году: кроссовки бренда были на всех, сборная Бразилии проиграла, но выход нашелся. Были выбраны новые герои, а продукция была значительно расширена, пополнившись одеждой, аксессуарами и другими товарами. Их новые ролики продолжали поражать публику, обрывающийся ролик с Мэрион Джонс позволил на 50 % поднять посещаемость сайта. Игра Scorpion Knock Out и проект «Клетка» позволили вернуть популярность и поднять прибыль до 12 миллионов годовых.

 

Отставка Найта

Скандал по поводу низкой оплаты для рабочих и эксплуатации детского труда на производствах отрицательно сказался на репутации Найта, и он решил уйти с управляющей должности. Фирме нашли новое управление.

Секрет успеха Найта

Активность, любознательность, целеустремленность, смелость и постоянное преодоление препятствий позволили Найту достичь таких высот. Аналитический ум, творческая натура, создание особой атмосферы и организация «мозговых штурмов» для получения новых идей позволили создать невероятно востребованный бренд, предугадывая желания покупателей, и добиться своего.

Рекомендуем посмотреть!

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button