Мотивация персонала

Мотивация трудовой деятельности персонала

Руководство компании должно понимать, что специалисты с отличной квалификацией пользуются большим спросом на рынке труда, потому имеют возможность без потерь уволиться, зная, что благодаря своей компетенции, способностям и опыту не останутся без работы. Низкий уровень мотивации работников часто приводит к печальным последствиям, таким как ухудшение производительности труда, снижение качества достигнутых результатов, или даже могут испортить имидж предприятия на рынке или климат в коллективе.

Человеческий фактор оказывает немаловажное влияние на долгосрочный успех организации, ведь от того, насколько хорошо обучен и организован персонал, зависит эффективность управления бизнесом. Успешность компании находится в прямой зависимости от качества работы, выполняемой сотрудниками, поэтому логично, что руководители имеют большую заинтересованность в том, чтобы создать условия, позволяющие работникам полностью реализовывать свой потенциал. Вопрос успешной мотивации сотрудников всегда актуален, так как каждый бизнесмен желает, чтобы производительность труда была максимально высокой.

Что такое мотивация

Мотивация являет собой совокупность факторов, оказывающих влияние на поведение и психику человека. В сфере управления персоналом мотивация являет собой процесс побуждения человека к осуществлению деятельности, необходимой, чтобы достичь поставленных перед организацией целей. Задача менеджера состоит в поиске инструмента, способного в достаточной степени мотивировать сотрудников для приложения необходимых усилий, направленных на достижение поставленной цели. Удовлетворение от достижения целей и соответствующее награждение должны быть достаточно велики, для того чтобы компенсировать тяжелый труд и приложенные усилия.

Мотивацию также можно обозначить как воздействие, оказываемое на сотрудников предприятия, преследующее цель задать направление и усилить те действия, которые необходимы для достижения компанией успеха. Качественная мотивация трудовой деятельности персонала — первоочередная задача, стоящая перед менеджментом любой компании. Мотивация и методы стимулирования работников предназначены для повышения лояльности сотрудников, усиления преданности предприятию, достижения необходимых целей и выполнения задач способом с максимально возможной эффективностью.

Руководство компании должно понимать, что специалисты с отличной квалификацией пользуются большим спросом на рынке труда, потому имеют возможность без потерь уволиться, зная, что благодаря своей компетенции, способностям и опыту не останутся без работы. Низкий уровень мотивации работников часто приводит к печальным последствиям, таким как ухудшение производительности труда, снижение качества достигнутых результатов, или даже могут испортить имидж предприятия на рынке или климат в коллективе.

Наиболее распространенные методы и модели трудовой мотивации работников

В современном бизнесе мотивация трудовой деятельности осуществляется при помощи разных способов.

Самые распространенные методы для стимулирования персонала:

  • Социальная мотивация. Сюда входят создание безопасных условий для осуществления трудовой деятельности, возможность гибкого рабочего графика, повышения текущей квалификации и служебный рост.
  • Прямое экономическое влияние. Данный метод использует такие инструменты, как оплата обучения персонала, премирование сотрудников в случае отсутствия пропусков рабочих дней, участие в прибыли предприятия, переход на повременную и сдельную схему оплаты труда.
  • Косвенное экономическое влияние. Для данного метода воздействия характерны такие инструменты, как предоставление транспорта и жилья, льгот на питание, дополнительные бонусы за стаж работы на предприятии.

Данные методы объединяют в себе материальные и нематериальные пути вознаграждения работников. Ранее сотрудники предпочитали материальные виды вознаграждения, например премии, надбавки, путевки, помощь в лечении, однако сейчас постепенно более популярными становятся нематериальные блага, такие как возможность творчески реализовываться и продвигаться по карьерной лестнице.

Самыми эффективными методами трудовой мотивации принято считать:

  • стабильность работы;
  • возможность приобретения новых знаний и опыта;
  • справедливость в оценке заслуг;
  • предоставление возможностей для самоутверждения и роста как профессионала;
  • дружная и приятная атмосфера в рабочем коллективе;
  • соревновательный принцип.

Модели Мак-Грегора–Оучи

В книге «Человеческая сторона предприятия» знаменитым психологом — американцем Дугласом Мак-Грегором — были изложены его теории и наработки о стимулировании сотрудников, которые дальше смог успешно доработать ученый Улиям Оучи, создав труд, получивший известность как концепция Мак-Грегора–Оучи.

Данная концепция выстроена на трех теориях:

  • Первая модель предлагает управлять сотрудниками при помощи мягких (поощряя и убеждая) и жестких (наказывая и контролируя) стимулов. В основе данной модели лежит мысль, что рабочие ленивы, самостоятельно трудиться не желают, потому их необходимо заставлять.
  • Вторая модель управления подразумевает, что работа — это не то, к чему нужно принуждать, это естественное занятие, и потому стимулировать необходимо не с помощью жесткого контроля и наказаний, а с помощью вознаграждений, выдаваемых по конечным итогам труда.
  • Третья модель предполагает, что сотрудника способны мотивировать не только биологические потребности, но и социальные. Хотя работники предпочитают нести индивидуальную ответственность за результаты труда, работать все же предпочитают в группах. Управленцы обязаны непрестанно проявлять заботу о сотрудниках и проводить контроль, основанный на четких критериях.

Стимулировать работников необходимо с помощью служебного роста и гарантии длительного сотрудничества. Необходимая трудовая мотивация персонала осуществляется при помощи всех приведенных выше моделей, любая из них действительно работает и достойна применения.

Требования, предъявляемые к организации процесса мотивации работников на предприятиях

Современный менеджмент должен как можно более полно раскрывать потенциал персонала и способствовать созданию максимально благоприятных условий для этого. Сама атмосфера на предприятии должна стимулировать сотрудника к проявлению сознательности и пониманию, что трудовая деятельность обязательно должна приводить к росту в карьере и возможности самореализации как профессионала. Качественная мотивация трудовой деятельности персонала должна быть комплексной и нести в себе различные виды стимулов, применяя как материальные, так и социальные виды стимулирования.

В системе стимулирования рабочих для всех членов коллектива должны предоставляться равные возможности, для того чтобы осуществлять карьерный рост в равных условиях. Важно обеспечить адекватные критерии для оценки результатов труда работников предприятия. Оценка работы персонала должна проводиться с помощью четкой и понятной для всех системы. Необходимо ввести прямую и понятную зависимость между результатами работы и ее оплатой.

Для всех работников нужно обеспечить адекватные условия для осуществления трудовой деятельности, защитить здоровье и обеспечить безопасность. Нужно постоянно подчеркивать важность вклада каждой личности в общее дело компании, выделять достижения работников. В коллективе обязательно должна быть доверительная и дружественная атмосфера, важно наладить коммуникацию между подчиненными и руководством. Сотрудники должны регулярно повышать квалификацию, необходимо предоставить возможности для профессионального развития и обучения работников.

Различие систем мотивации в странах Европы, Японии, СНГ и США

В Российской Федерации, а также странах СНГ трудовая мотивация персонала осуществляется с помощью предоставления возможности дистанционного выполнения своих обязанностей, гибкого и удобного графика и сокращенной рабочей недели. Также часто применяется поощрение при помощи выдачи путевок, почетных грамот и тринадцатой зарплаты.

В Японии работа, бесспорно, является одной из наиболее важных составляющих жизненного пути. Среди работников принято работать сверхурочно, использовать отпуск не полностью и редко брать больничный. Японские компании часто нанимают рабочих пожизненно, должность и зарплата сотрудника находятся в прямой зависимости от того, сколько лет было проработано в данной организации. Общепринято поощрять активное общение среди коллектива, оплачивать обучение и стимулировать рабочих повышать квалификацию, выплачивать денежные вознаграждения для мотивации труда.

В Европе принято оплачивать труд с помощью единой тарифной сетки. Мотивируют сотрудников с помощью премий, разделения прибыли, денежных вознаграждений и комиссионных. Также уделяют время нематериальным поощрениям, мотивируя при помощи льгот, устраивая праздники и выражая признательность.

В США преобладают материальные способы мотивации. Сотрудников поощряют премиями, процентами от сделки и вознаграждениями. Американское руководство, в отличие от японского, больше ценит инициативность сотрудника, чем его опыт и стаж.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button