Жизненный цикл организации
Жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит любая организация за период своего функционирования. Данная теория была разработана всемирно известным бизнес-консультантом Ицхак Кальдерон Адизесом. Теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение предприятием определенных этапов развития:
- ухаживание;
- младенчество;
- давай-давай;
- юность;
- расцвет;
- спад.
Этапы жизненного цикла организации последовательно взаимозаменяют друг друга.
На приведенной диаграмме отображены этапы роста организации относительно кривой жизненного цикла. Условно все организации можно разделить на три основные категории:
- растущие;
- стареющие;
- находящиеся в периоде развития.
Основной задачей менеджмента является привести организацию к этапу расцвета, при этом желательно, чтобы потери были минимальными, в последующем удерживая ее в этом состоянии.
Содержание
Этап — ухаживание
Этот этап можно еще назвать зарождением. К этому периоду можно отнести зарождение бизнес-идеи, ее вызревание. Именно в этот период происходит формирование преданности предпринимателя зародившейся бизнес-идее. Управление организацией еще отсутствует, ведь ее еще нет как таковой. Пунктирное отклонение на кривой жизненного цикла означает, что предприниматель не достиг поставленной цели и его идея оказалась простым «увлечением».
Если же предприниматель положительно оценил успех будущего предприятия, были сформулированы и утверждены обязательства в отношении конкретной бизнес-идеи, принят риск внедрения проекта, то происходит переход к следующему этапу развития — «младенчество».
Этап — младенчество
Общая характеристика. На этом этапе жизненного цикла предприятие уже существует физически. На нем появляются сотрудники, клиенты, происходят бизнес-процессы. Эту стадию можно сравнись с борьбой за выживание в условиях постоянного кризиса. Вопрос относительно эффективности управления организацией откладывается на задний план.
Маркетинг. Происходит ориентация на продукт. Действия направляются на совершенствование продукта, технологии и решение вопросов производства и эффективности.
Экономика и финансы:
- необходима финансовая подпитка;
- отсутствуют бюджеты;
- несовершенная система контроля денежных потоков;
- несовершенный учет финансовых и материальных активов.
Менеджмент. Применяется автократический или директивный стиль управления. Практически отсутствует политика, не применяются процедуры ведения бизнеса, системы контроля над выполнением бизнес-процессов, слабая субординация.
Возможные причины краха. «Смерть в младенческом возрасте» может произойти, если этот период излишне затянулся, угасает энтузиазм основателей дела.
Заканчивается эта стадия, когда стабилизируются денежные потоки, просматривается определенная система в выполнении бизнес-процессов.
Этап — давай-давай
Общая характеристика. На этом этапе продукция организации начинает пользоваться спросом, становиться актуальной на рынке. Возрастает число активных клиентов. Предпринимаются мероприятия с целью повышения эффективности управления предприятием.
Маркетинг. Основная цель — сбыт и рыночная доля. Компания реагирует на действия рынка, но пока не в состоянии предвидеть их. Увеличивается рост продаж.
Экономика и финансы. Объем продаж регулярно растет, расходы обеспечиваются доходами компании, при этом пока что могут перекрывать только минимальные потребности.
Менеджмент. Применяется в основном автократический стиль менеджмента.
Возможные причины краха. Существует вероятность попасть в «западню основателя». Причин развития такого сценария может быть множество, но одна из основных — это нежелание основателя трезво смотреть на реальность.
Этап — юность
Общая характеристика. На этом этапе предприятие переживает свое второе рождение, оно перерождается эмоционально. Вполне характерными чертами будут конфликтность и непоследовательность. Это один из важнейших периодов трансформации бизнеса. Компания сосредотачивает свои усилия на системах упорядочивания своей деятельности. Важно проводить реорганизацию управления, для того чтобы повысить эффективность управления предприятием.
Маркетинг. Основная цель — ориентация на прибыль. Отчасти компания имеет возможность предвидеть действия рынка и так же частично их контролировать.
Компания реагирует на действия рынка, но пока не в состоянии предвидеть их. Увеличивается рост продаж.
Экономика и финансы. Этот период характеризуется как весьма обеспеченный, необходимо выделять финансы на внедрение систем управления.
Менеджмент. Применяется переход от ранее выбранного автократического стиля к демократическому. Необходимо произвести передачу управления бизнесом от собственника к менеджеру-профессионалу.
Возможные причины краха. Как правило, на данном этапе крах случается крайне редко, но вполне вероятно, что предприятие может откатиться назад, к предыдущему этапу развития.
Существует вероятность попасть в «западню основателя». Причин развития такого сценария может быть множество, но одна из основных — это нежелание основателя трезво смотреть на реальность.
Этап — расцвет
Общая характеристика. Этот период можно охарактеризовать как этап уверенности, прочности. Все организовано грамотно и работает без сбоев. Эффективность управления предприятия достигает максимальной отметки на графике.
Маркетинг. Увеличиваются объемы продаж, растет прибыль, деятельность ориентирована на положительный результат.
Экономика и финансы. Расходы покрывают все минимальные потребности и являются продуманными.
Менеджмент. Применяется демократический стиль управления.
Жизненный цикл предприятия заканчивается этапом спада, в нем замедляется рост и происходят структурные изменения.