Процессы и управление

Жизненный цикл организации

Жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит любая организация за период своего функционирования. Данная теория была разработана всемирно известным бизнес-консультантом Ицхак Кальдерон Адизесом. Теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение предприятием определенных этапов развития:

  1. ухаживание;
  2. младенчество;
  3. давай-давай;
  4. юность;
  5. расцвет;
  6. спад.

Этапы жизненного цикла организации последовательно взаимозаменяют друг друга.

На приведенной диаграмме отображены этапы роста организации относительно кривой жизненного цикла. Условно все организации можно разделить на три основные категории:

  • растущие;
  • стареющие;
  • находящиеся в периоде развития.

Основной задачей менеджмента является привести организацию к этапу расцвета, при этом желательно, чтобы потери были минимальными, в последующем удерживая ее в этом состоянии.

Этап — ухаживание

Этот этап можно еще назвать зарождением. К этому периоду можно отнести зарождение бизнес-идеи, ее вызревание. Именно в этот период происходит формирование преданности предпринимателя зародившейся бизнес-идее. Управление организацией еще отсутствует, ведь ее еще нет как таковой. Пунктирное отклонение на кривой жизненного цикла означает, что предприниматель не достиг поставленной цели и его идея оказалась простым «увлечением».

Если же предприниматель положительно оценил успех будущего предприятия, были сформулированы и утверждены обязательства в отношении конкретной бизнес-идеи, принят риск внедрения проекта, то происходит переход к следующему этапу развития — «младенчество».

Этап — младенчество

Общая характеристика. На этом этапе жизненного цикла предприятие уже существует физически. На нем появляются сотрудники, клиенты, происходят бизнес-процессы. Эту стадию можно сравнись с борьбой за выживание в условиях постоянного кризиса. Вопрос относительно эффективности управления организацией откладывается на задний план.

Маркетинг. Происходит ориентация на продукт. Действия направляются на совершенствование продукта, технологии и решение вопросов производства и эффективности.

Экономика и финансы:

  • необходима финансовая подпитка;
  • отсутствуют бюджеты;
  • несовершенная система контроля денежных потоков;
  • несовершенный учет финансовых и материальных активов.

Менеджмент. Применяется автократический или директивный стиль управления. Практически отсутствует политика, не применяются процедуры ведения бизнеса, системы контроля над выполнением бизнес-процессов, слабая субординация.

Возможные причины краха. «Смерть в младенческом возрасте» может произойти, если этот период излишне затянулся, угасает энтузиазм основателей дела.

Заканчивается эта стадия, когда стабилизируются денежные потоки, просматривается определенная система в выполнении бизнес-процессов.

Этап — давай-давай

Общая характеристика. На этом этапе продукция организации начинает пользоваться спросом, становиться актуальной на рынке. Возрастает число активных клиентов. Предпринимаются мероприятия с целью повышения эффективности управления предприятием.

Маркетинг. Основная цель — сбыт и рыночная доля. Компания реагирует на действия рынка, но пока не в состоянии предвидеть их. Увеличивается рост продаж.

Экономика и финансы. Объем продаж регулярно растет, расходы обеспечиваются доходами компании, при этом пока что могут перекрывать только минимальные потребности.

Менеджмент. Применяется в основном автократический стиль менеджмента.

Возможные причины краха. Существует вероятность попасть в «западню основателя». Причин развития такого сценария может быть множество, но одна из основных — это нежелание основателя трезво смотреть на реальность.

Этап — юность

Общая характеристика. На этом этапе предприятие переживает свое второе рождение, оно перерождается эмоционально. Вполне характерными чертами будут конфликтность и непоследовательность. Это один из важнейших периодов трансформации бизнеса. Компания сосредотачивает свои усилия на системах упорядочивания своей деятельности. Важно проводить реорганизацию управления, для того чтобы повысить эффективность управления предприятием.

Маркетинг. Основная цель — ориентация на прибыль. Отчасти компания имеет возможность предвидеть действия рынка и так же частично их контролировать.

Компания реагирует на действия рынка, но пока не в состоянии предвидеть их. Увеличивается рост продаж.

Экономика и финансы. Этот период характеризуется как весьма обеспеченный, необходимо выделять финансы на внедрение систем управления.

Менеджмент. Применяется переход от ранее выбранного автократического стиля к демократическому. Необходимо произвести передачу управления бизнесом от собственника к менеджеру-профессионалу.

Возможные причины краха. Как правило, на данном этапе крах случается крайне редко, но вполне вероятно, что предприятие может откатиться назад, к предыдущему этапу развития.

Существует вероятность попасть в «западню основателя». Причин развития такого сценария может быть множество, но одна из основных — это нежелание основателя трезво смотреть на реальность.

Этап — расцвет

Общая характеристика. Этот период можно охарактеризовать как этап уверенности, прочности. Все организовано грамотно и работает без сбоев. Эффективность управления предприятия достигает максимальной отметки на графике.

Маркетинг. Увеличиваются объемы продаж, растет прибыль, деятельность ориентирована на положительный результат.

Экономика и финансы. Расходы покрывают все минимальные потребности и являются продуманными.

Менеджмент. Применяется демократический стиль управления.

Жизненный цикл предприятия заканчивается этапом спада, в нем замедляется рост и происходят структурные изменения.

Лекция Ицхака Адизеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button