Процессы и управление

Жизненный цикл товара

В маркетинге существует такое понятие, как жизненный цикл товара. Фактически оно означает период с того момента, когда товар был выпущен на потребительский рынок, и до его ликвидации с рынка. В некоторых случаях ЖЦТ начинается с момента его разработки.

Бывают случаи, когда жизненный цикл товара равен нулю. Это может быть связано с неудачным внедрением товаров на рынок, что вызывает падение продаж или приводит к их полному отсутствию. Каждый производитель стремится удлинить жизненный цикл продукции. Для этого используются двигатели товарного обновления. Под ними понимают стимулирование внешних факторов, например конкуренции.

Для выделения основных стадий ЖЦТ необходимо учитывать следующие показатели:

  • цена;
  • товарооборот;
  • издержки;
  • прибыль.

На основании этих данных маркетологи выделяют этапы жизненного цикла товара. Чаще всего в ЖЦТ включаются 4 основных этапа:

  • внедрение;
  • рост;
  • зрелость;
  • спад.

Но есть случаи, когда в ЖЦТ включается этап разработки товара. В таком случае ЖЦТ является полным или классическим. Этап разработки изделия характеризуется обычно рождением новых идей. После этого производится маркетинговое исследование. С его помощью можно узнать, будет ли данный товар пользоваться спросом. На данной стадии также следует уделить большое внимание проектированию и проведению пробного маркетинга. Главными задачами маркетинга являются оценка возможностей фирмы, прогнозирование спроса на изделие и определение предполагаемого объема продаж.

Далее выделяются следующие этапы жизненного цикла товара.

  1. Внедрение изделия на потребительский рынок. На данном этапе рассматривается период, когда объемы продажи товара постепенно увеличиваются. Производитель выпускает товар на рынок с целью завоевания доли рынка. Ценовая политика на этом этапе находится в нестабильном состоянии. Прибыль незначительна, расходы чаще всего превосходят доходы. Производители на данном этапе отдают предпочтение затратам на маркетинговые мероприятия. Это необходимо для того, чтобы донести до покупателя информацию о поступлении нового продукта. Целью каждой фирмы является побуждение потенциального потребителя к приобретению совершенно нового продукта. К преимущественным типам потребителей на данном этапе относятся «новаторы», которые всегда первыми спешат опробовать новинку.
  2. Рост. На данной стадии происходит признание нового продукта потребителем. Это способствует увеличению объема продаж, темпов развития производства, а также происходит заметное увеличение прибыли. Переход на этот этап означает, что выпущенный товар оказался успешным. Затраты, связанные с его производством, значительно снижаются за счет роста объема выпуска. Из-за изменчивости характера спроса могут появиться конкуренты. Затраты на маркетинг остаются также в преимуществе. Целью фирмы является завоевание главных позиций на рынке, укрепление спроса покупателей с помощью рекламы. Также на данном этапе производителю выгодно как можно дольше продлить интенсивность роста объема продаж. Для этого может быть внесено несколько изменений. К ним относятся следующие: повышение качества новинки, распространение продукта в новые сегменты рынка, использование новых каналов распространения рекламы и другие. К преимущественным типам потребителей можно отнести «адептов». Это люди, которые следуют моде и являются лидерами мнений в своей социальной среде. Также потребителями на данном этапе становятся «прогрессисты» и «раннее большинство». Они способствуют обеспечению массового сбыта.
  3. Зрелость. На данном этапе замедляются темпы роста производства, чтобы исключить переизбыток товара на рынке. Прибыль стабилизируется, но в отдельных случаях она может уменьшаться из-за расходов на маркетинговые мероприятия для поддержания позиций среди конкурентов. Данная стадия жизненного цикла товара характеризуется формированием групп постоянных покупателей. Основной целью производителя является закрепление достигнутых позиций и по возможности расширение своей доли рынка. Этап зрелости требует поиска инструментов для совершенствования товара и разработки его модификаций. Также ведется поиск новых рынков сбыта и используются новые способы продвижения товара. Производители часто прибегают к мерам по стимулированию сбыта. К ним относится проведение акций, распродаж, конкурсов и многое другое. Массовый сбыт на этапе зрелости обеспечивают «скептики» или «запоздалое большинство».
  4. Спад. Это стадия, на которой спрос начинает стремительно падать. Прибыль уменьшается из-за того, что потребители теряют интерес к данному товару. На рынок приходят товары-заменители. Снижение цен набирает свои обороты. Вследствие этого предприятие сокращает свои инвестиции и покидает рынок. На данном этапе каждая фирма стремится к восстановлению своих прежних позиций с помощью различных методов. Это может быть усовершенствование товара, придание ему рыночной новизны, поиск новых способов применения товара, сокращение маркетинговой программы. Основными потребителями на данном этапе остаются «консерваторы», а также люди в возрасте.

Краткий жизненный цикл изделия на примере производства бальзама для волос без парабенов. Производителю необходимо вызвать интерес у потребителя, добиться популярности и заинтересованности у потенциального покупателя. Необходимо распространить информацию о пользе такого бальзама для здоровья волос.

После наступления стадии роста следует расширить ассортимент, например выпуск масок и спреев для волос без парабенов. Снижение роста продаж свидетельствует о переизбытке товара на рынке, что вызывает постепенный спад спроса. На данной стадии фирме необходимо заняться модернизацией товара.

Важные вопросы:

Что такое жизненный цикл товара в маркетинге?

Понятие жизненного цикла товара означает период, в течение которого он существует на рынке. Он начинается с момента его появления на рынке или создания новой идеи товара до момента снятия с процесса производства и продажи. Абсолютно каждый товар проходит типичные 4 стадии: внедрение, рост, зрелость и спад. Согласно маркетинговой концепции каждый товар существует на рынке определенный период времени.

Как происходит управление жизненным циклом продукции?

Управление жизненным циклом продукции происходит с помощью технологии, которая предполагает контроль и управление данными об изделии. Также она управляет процессами, которые происходят с товаром на протяжении всего времени его существования. Управление ЖЦТ производится с помощью автоматизированных систем управления.

Что такое «Автоматизация управления жизненным циклом»?

Под автоматизацией жизненного цикла товара понимается совокупность автоматизированных систем, которые способствуют облегчению управления ЖЦТ. Чаще всего в информационном пространстве используется технология PLM, которая представляет собой современную бизнес-стратегию. Она помогает контролировать все протекающие с товаром процессы и позволяет эффективно поддерживать жизненный цикл продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button